Журнал "Эволюция", №2(9), 2010 г.

Писатель-интеллектуал

 

В постижении человеческой природы

А. П. Чехов опередил свое и наше время

 

Суслова М. И.

150-летний юбилей А. П. Чехова хороший повод сказать самые теплые и восторженные слова в адрес писателя, создавшего уникальные драматургические произведения, которые не сходят со сцены уже более 100 лет. Эти шедевры давно стали классикой и названия их у всех на слуху – "Дядя Ваня", "Чайка", "Три сестры" и "Вишневый сад". Интерес к чеховским пьесам со временем не ослабевает и понятно почему – подтексты их до сих пор не прочитаны. Несмотря на простоту сюжетов, сложно сказать, о чем конкретно та или иная пьеса. Об этой особенности чеховской драматургии на юбилейных мероприятиях говорил известный режиссер Марк Анатольевич Захаров. Из-за того, что невозможно в привычном смысле пересказать содержание пьес и  объяснить их суть, современные постановки зависят от вкусов режиссеров и веяний театральной моды. Марк Захаров даже назвал чеховские пьесы "текстами", в которых нет "причинно-следственных связей". Действительно, где же логика, если, например, в "Трех сестрах" главные действующие лица постоянно говорят о переезде в Москву, но никто туда не уезжает. По законам драматургии ружье, висевшее на стене в первом акте, должно выстрелить в последнем. Что же получается, Чехов нарушил драматургические законы или за прошедшее столетие никто не заметил того самого ружья в первом акте?

Судя по всему, в пьесах Чехова многое осталось не замеченным, потому что он закодировал послание потомкам, чтобы таким образом донести свои мысли до людей, которые смогут их понять и оценить. К подобным интеллектуальным играм прибегали гении прошлого, чье мировоззрение отличалось от системы взглядов, царившей в их эпохе.

Пьесы Чехова всегда были и остаются популярны не только на родине писателя, но и за рубежом, так как классика созвучна любому времени и любой культуре. В нынешний юбилейный год к чеховскому наследию внимание особое. И это радует – будет возможность для режиссеров и актеров более пристально вчитаться в тексты, а для зрителей – глубже проникнуться происходящим на сцене. Польза для тех и других будет огромная. Сегодня Чехов нам нужен более чем когда либо. Особенно актуальна для современной России его пьеса "Три сестры". И не потому, что половина всех россиян хотела бы переехать в Москву – столицу нашей Родины (когда пьеса создавалась, столичным городом был С.-Петербург). Есть другая, более важная причина: в нашем обществе слишком долго идет поиск национальной идеи.

Пьеса "Три сестры" тем и уникальна, что в ней Чехов показал значение идеи для обычного человека, не наделенного большим талантом и целеустремленностью, то есть для людей, составляющих большинство в обществе. Можно сказать, судьбу главных героев "Трех сестер" определяет не их свободный выбор, а идея. Таким образом, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в пьесе, необходимо ответить на вопрос, откуда взялась идея о переезде в Москву. В тексте пьесы на этот счет сказано более чем достаточно.

Начало пьесы. Первые слова старшей сестры Ольги: "Отец умер ровно год назад…". Дальше сестры и брат постоянно говорят о своем отце, и из их реплик вырисовывается образ покойного главы семейства: "Он был генерал", "Отец получил бригаду и выехал с нами из Москвы одиннадцать лет назад", "Отец приучил нас вставать в семь часов", "Папа был военным, а сын избрал себе ученую карьеру. По желанию папы". И, наконец, брат Андрей произносит целую речь об отце: "Отец, царство ему небесное, угнетал нас воспитанием, …после его смерти я стал полнеть и вот располнел в один год, точно мое тело освободилось от гнета. Благодаря отцу я и сестры знаем французский, немецкий и английский языки. Но чего это стоило!" [1]. Эти и другие фразы действующих лиц дают понять, что скрывается за внешними событиями в пьесе.

Отец семейства, кадровый военный, воспитывал сына и дочерей в строгости и беспрекословном подчинении. Свое строгое воспитание он объяснял тем, что таким образом готовил их к будущей жизни в Москве. Когда-то отец служил в этом городе и считал его лучшим местом на земле. К этой же мысли он приучил детей ("Лучше Москвы нет ничего на свете!" – восклицает Ирина), но ни один из них самостоятельного решения переехать в Москву не принял. Идея переезда в Москву принадлежала покойному отцу – он придумал светлое будущее для своих детей и внушил им свою идею. Отцовская идея переезда в Москву стала семейной идей [2]. 

После смерти отца сестры и брат по инерции живут старой идеей. В то же время в семье происходят изменения: брат Андрей женится, рождаются дети. Теперь это уже не просто семья, а семейный клан, требующий нового подхода в организации и управлении. Из пьесы мы знаем, что Андрей, проигравший в карты большую сумму денег и заложивший дом, на роль главы большого семейства оказался непригодным. Незаметно для всех – и в этом главная интрига в сюжете пьесы – бразды семейного правления берет в свои руки любовник жены Андрея, незримый председатель земской управы Протопопов. Кстати сказать, в первом действии Протопопов присылает торт по случаю именин Ирины, а в четвертом действии он уже свой человек в доме и Наташа поручает ему ребенка: "С Софочкой посидит Протопопов, Михаил Иваныч…". Как видим, драматургические законы в пьесе соблюдены. По протекции председателя земской управы Андрей, Ольга и Ирина устраиваются на службу. Идея о переезде в Москву становится неактуальной, так как не соответствует сложившимся обстоятельствам. Начинается новая жизнь и появляется новая идея: "надо работать, только работать!" во имя будущих поколений.

Понятно, что Чехов в пьесе "Три сестры" показал жизнь семьи в период перемен, вызванных, в том числе, и потерей ее главы. Взрослые дети продолжают держаться за идею, которую они не в состоянии реализовать. Конечно, она сыграла свою роль, когда сестры и брат были детьми, ведь благодаря привлекательной идее отец сумел дать им хорошее образование, "угнетая воспитанием". Но они умели лишь подчиняться и не были способны ни "плыть против течения", ни самостоятельно выбрать свой жизненный путь. Именно потому так быстро все подчинились новому лидеру – председателю земской управы Протопопову.

Как точно Чехов все просчитал! Два, пожалуй, самых главных персонажа, оказывающих влияние на всех остальных, вообще не появляются на сцене. И благодаря такому вроде бы несложному "трюку" автор скрыл истинный замысел пьесы. Надо думать, он был уверен, что, по крайней мере, при его жизни "персонажи-невидимки" не привлекут к себе внимания ни постановщиков, ни зрителей. Просто Чехов знал про людей больше, чем знали его современники и чем знаем мы в XXI веке. Можно только догадываться насколько Чехов интеллектуально был одинок. Его мировоззрение отличалось от общепринятых взглядов того времени (да и теперешнего) на человека и общество, поэтому собственное видение мира писатель мог доверить лишь своим творениям в надежде, что в далеком будущем люди смогут проанализировать и правильно понять созданные им новаторские пьесы. Безусловно, Чехов беспокоился о судьбе своих пьес, о том, как долго они будут востребованы в театре, и как будут восприниматься новыми поколениями зрителей. Это беспокойство от безызвестности прочитывается в словах, завершающих пьесу: "Если бы знать, если бы знать!".

Так какой же урок все мы, простые граждане и элита, можем извлечь из пьесы Чехова "Три сестры" для успеха в поиске национальной идеи? Прежде всего, лишь та идея эффективна, которая способствует мобилизации всех человеческих способностей и сил на преодоление трудностей. Генерал Прозоров использовал идею о переезде в Москву как стимул для детей, заставляя их учиться, хотя учеба давалась непросто ("Но чего это стоило!" – признается Андрей). Благодаря образованию молодые люди не потерялись в жизни, всем нашлось место на службе.

Семья как ячейка общества живет по тем же законам, что и общество. Объединяющая и организующая идея – залог жизнестойкости любого сообщества людей, соединенных узами родства, профессиональной деятельностью или национальной (государственной) принадлежностью. Такую идею формулируют лидеры сообщества. В пьесе Чехова автором идеи переезда в Москву был глава семейства отец.

Тип идеи, которую Чехов использовал как направляющую и движущую силу в жизни главных героев "Трех сестер", можно назвать идеей-стимулом. Это спасительная идея для людей, нуждающихся в наставничестве и руководстве. Но идея может быть и губительной, если основана на обещании благополучной жизни за чужой счет и не требует приложения собственных усилий. Например, старик Лука в пьесе М. Горького "На дне" советует спившемуся Актеру вылечиться и начать жизнь сначала, поведав о бесплатной лечебнице "для пьяниц". Опустившийся на дно Актер загорелся идеей найти лечебницу, где, по его словам: "Свет… чистота, пища… все – даром!" [3]. Неосуществимая идея-обещание Луки доводит Актера до самоубийства. Как говорят в рекламе, почувствуйте разницу.

Готовы ли современные люди понять и принять Чехова настоящего, а не придуманного? Сложный вопрос. В наше время иллюзий и мифов относительно природы человека более чем достаточно. Иногда кажется, что люди не особенно-то и стремятся избавиться от своих заблуждений и предрассудков. Даже среди людей науки нет личностей с таким мировоззрением, каким оно было у Чехова, что уж говорить об обывателях. Сегодня мы можем лишь констатировать, что природа одарила Антона Павловича не только удивительным литературным талантом, но и огромным интеллектуальным потенциалом. А еще необходимо отметить, что писатели-интеллектуалы в мировой художественной литературе явление редкое, в русской литературе – один Чехов.

Литература

  1. 1.     Чехов А. П. Драматические произведения // В 2-х т. Т. 2. – Л.: Искусство. 1985. С. 216.
  2. 2.     Суслова М. И. Иерархия – понятие мужского рода. – М.: Логос. 2009. С. 92.
  3. 3.     Горький М. На дне. Дачники. – М.: Детская литература. 2005. С. 67.

 

 

Бесплатный хостинг uCoz